Сурайё ШАРИПОВА

SurayyoSharipova

Сурайё ШАРИПОВА

преподаватель кафедры педагогики и психологии

Узбекский государственный университет мировых языков

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Мазкур мақолада олий таълим муассасаси талабалари ўртасида илмий дунёқараш асосида маданий билим, муносабат ва эътиқодни шаллантиришнинг йуналишларини ўрнатишга асосланади.

В данной докладе обозначены основные направления и установки в формировании общекультурных знаний, представлений и убеждений как основы научного мировоззрения студенческой молодежи в высшем образовательном учреждении.

This article outlines the key areas and installations in the formation of general cultural knowledge and understanding as the basis scientific outlook of students in higher educational institutions.

Калит copлар: дунёқараш, умуммаданият, маданият ва жамият, маънавият, меърос, маънавий мафкура ва цивилизация, умуминсоний ва умумаданий қадриятлар, шахс.

Ключевые слова: мировоззрение, общекультурное воспитание, культура и цивилизация, культура, духовные ценности.

Key worlds: world view, culture and civilization, culture and personality, interiorization, spiritual values, ethnic culture.

В условиях реализации социально-культурологических, интегративных возможностей общества, бурного развития науки и техники, информационных и образовательных технологий, увеличения объема кросс–культурной информации актуализируется потребность государства и общества в повышении общекультурного уровня и самосознания молодёжи: формировании нового гибкого диалектического мышления, личностной гражданской позиции в политической, экономической, экологической сферах жизнедеятельности, повышении мотивации молодёжи к обогащению собственного культурного  уровня; самообразовании и самовоспитании молодежи, позитивном восприятии ею общественных и национальных ценностей, формировании эстетического вкуса и творческого отношения к действительности.

Мировоззрение, являясь важнейшим регулятором поведения личности, показателем её общей ценностной ориентации и направленности, проявляется в характере, внешнем и внутреннем облике, самооценке личности, её деятельности. (2) Важнейшим условием эффективности процесса формирования научного мировоззрения является осмысление личностью понятия «культура» как высшей формы развития, сосредоточения духовных и материальных ценностей.

Задача повышения общекультурного уровня молодежи предполагает учет индивидуально-психологических, интеллектуальных, профессиональных и коммуникативных качеств и свойств личности обучаемого, проявляющихся в межличностном общении, стремлении к творчеству, соблюдении этических норм, норм микро социума, адаптации к макро – и микросреде, готовности и способности к сотрудничеству, толерантности к мнениям социального окружения.

Важнейшей задачей педагогики на современном этапе является воспитание социально значимого человека, способного к успешной профессиональной деятельности, созидателя, хорошего семьянина, грамотно и мудро осуществляющего воспитание молодого поколения, законопослушного гражданина с активной жизненной позицией, обладающего организаторскими качествами, способностью управлять и руководить людьми.

Ясное понимание политических реалией, осознание экологических угроз грозящих всему человечеству, угрозы религиозного экстремизма, шовинизма, международного терроризма консолидируют молодежь, делают ее сопричастной к событиям истории народа, края, формируют глубокое чувство ответственности за мир и сохранение своей Земли.

Глубокая объективная оценка происходящего в мире формирует стойкие взгляды и убеждения, активную жизненную позицию молодежи в преодолении трудностей на пути обновления и реформирования общества, что позволяет говорить о необходимости наличия политической культуры как важнейшей составляющей общей культуры. Не требует доказательств тезис о том, что уровень политической культуры молодежи непосредственно связан с общественно – политической стабильностью государства, национальным и гражданским согласием – фундаментом обновления реформ, развития и прогресса.

Важными предпосылками созидания общекультурных мировоззренческих основ является наличие у молодежи правовой культуры, включающей правовую грамотность, законопослушность, уважение конституционных норм и законов государства, стойкий правовой иммунитет в отношении беззакония и коррупции, способность личности отстаивать собственные права, права семьи, профессиональные и общественные интересы.

В рамках  высшего образовательного учреждения целесообразным является осмысление студентами общекультурных направлений, являющихся своеобразной канвой для формирования мировоззрения:

  1. Культура как часть социальной жизни.
  2. Понятие культуры, ее ценность и значимость в для развитии общества.
  3. Место духовной культуры в формировании всесторонне развитой личности.
  4. Влияние культуры на внешний и внутренний мир личности и ее развитие.
  5. Проблемы культурного наследия.
  6. Основные направления культурного развития в условиях независимости Республики Узбекистан.
  7. Целостность понятия «культура», ее традиции.
  8. Культура и цивилизация. Кросс культурные знания и их роль в познании и осмыслении национальных культур.
  9. Основные приоритеты в формировании культуры. Структурные элементы и ценности культуры.

Таким образом, понятие «культура» синтезирует объем научных знаний, этические и эстетические ценности, нормы поведения в обществе, быту, исторически сформировавшиеся этнические традиции и обычаи.

Важнейшей составной частью культуры является политическая культура, которая предполагает:

  1. Формирование самосознания личности, коллектива, общества.
  2. Формирование комплекса прогрессивных политических, правовых идей, их широкую пропаганду.
  3. Повышение уровня политической грамотности и активности общества.
  4. Уяснение опыта прошлых политических ошибок и недопущение их повторения в настоящем и будущем.
  5. Степень политической зрелости, высокой духовности гражданина своей страны.

В процессе воспитания политической культуры у студенческой молодежи необходимо прежде всего сформировать:

  • чувство принадлежности к своему обществу, стране, определенной социальной среде;
  • толерантность в отношении к политическим оппонентам;
  • легитимность в оценке политических инноваций;
  • усвоение этических норм в сфере политической деятельности, межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

С каждым днем нашего продвижения по пути независимости становится все очевиднее, что гарантиями сохранения стабильности и обеспечения национальной безопасности является ускоренное осуществление процессов глубокого реформирования экономической жизни, улучшение социальной сферы жизни общества. В контексте указанного важной задачей общекультурного воспитания является  формирование экономической культуры, которое необходимо начинать в семье, продолжить его на этапе среднего образования и закрепить его в высшем образовательном учреждении. Овладение экономической культурой способствует развитию у студентов таких востребованных в жизни качеств, как бережливость, трудолюбие, инициативность, предпринимательство, ориентирование в данных экономической статистики, что является особо важным в плане социальной и профессиональной адаптации молодежи к условиям рыночной экономики, принятии конструктивных решений в столкновении с экономическими проблемами в современном изменчивом мире. Экономическая культура проявляется в:

  • экономическом сознании личности;
  • экономической деятельности;
  • экономических отношениях.

Важной составляющей общекультурной основы мировоззрения является культура поведения, характеризирующаяся этическими нормами, установками, формированием идеала личности. Нравственные ориентиры в культуре поведения студента способствуют развитию духовности личности, её рефлексивности, саморегуляции эмоционально – волевой сферы.

В формировании общекультурных основ мировоззрения важное место занимает экологическое воспитание молодёжи, которое должно осуществляться с социальной, философской, политической и   духовно-нравственной позиций. Экологическая культура способствует формированию общечеловеческих ценностей, осмыслению личностью  своей сопричастности и ответственности за происходящие природные изменения. Возрастающие темпы индустриализации, урбанизации с перекосами в мировой демографии обусловливают повышенную значимость экологической культуры молодёжи независимо от специализации высшего  образовательного учреждения.

Также студенты должны иметь представление о внутренней и внешней культуре личности. Внутренняя культура предполагает наличие высокого умственного потенциала личности, ее направленность и активность, широкий кругозор, эмпатическое отношение к людям, целостность и содержательность.  Внешняя культура личности – это нормы поведения в обществе, ее мораль, культура диалога, чистота семейных отношений, достойный внешний облик.

В истории культуры особое место принадлежит религии, которая имеет очень глубокие корни в социальной жизни человека, во многом определяет внутренний мир личности, её представления и мировосприятие. Основные религиозные принципы основаны на требованиях духовной и физической чистоты личности, осуждении неправедного образа жизни. Религия в качестве ценностей декларирует не только религиозные догмы и правила, но и регулирует политические, правовые, экономические, социально – философские отношения людей. Студенческая молодёжь должна научиться дифференцировать понятия «священная вера» и «религиозный экстремизм», акцентировать внимание на морально – этических принципах ислама, сформировавшихся задолго до обретения независимости: нравственная и физическая чистота, долг перед отечеством, поддержка больных и слабых людей, самоотверженность, высокая духовная культура.(1).

Известно, что научные знания – это неотъемлемая часть культуры личности. Наука, обладая творческим созидательным потенциалом, стимулирует развитие интеллектуальной культуры, поисковой активности молодёжи, задает вектор гуманизации и культуросообразности образовательным парадигмам через механизмы развития личности в образовании. Отечественная наука стремится интегрироваться в мировую науку через увеличение доли инноваций.

Важнейшей стратегической задачей инновационного развития Узбекистана является механизм выявления талантливой молодежи на всех этапах образования, начиная с максимально ранних, сквозная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В свете указанного чрезвычайно важно создание благоприятных условий и стимулов для прихода в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе, с высокой интеллектуальной культурой, креативным мышлением.

ЮНЕСКО объявило XXI столетие веком полиглотов с девизом «Изучаем языки на протяжении всей жизни», в развитых странах стала популярной формула «Родной язык и два иностранных». В высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан студенческая молодежь изучает как минимум три языка на всех ступенях обучения. Обучение иностранным языкам способствует развитию межкультурной компетенции будущих специалистов, формирует языковую картину мира, толерантность сознания в диалоге культур, приобщает молодежь к ценностям мировых цивилизаций, стимулирует развитие новых социокультурных реалий и инноваций.

Таким образом, общекультурная подготовка студентов – важнейший, многоаспектный и динамичный процесс, который должен сопровождаться целенаправленным  педагогическим воздействием на все сферы жизненной и профессиональной деятельности студентов. Обозначенные целевые ориентиры и подходы предопределяют перспективы развития профессионального самосознания будущих специалистов в процессе совершенствования их мировоззренческой культуры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Л., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. – Х., 2006 – 416 c.
  2. Насырходжаев С.Х., Лафасов М.Ф., Агзамходжаева С. Основы духовности. – Т., 2007. – 288 с.

 

 

Leave a Reply