Узбеков Тимур САКЕНОВИЧ

Тимур Сакенович УЗБЕКОВ

старший научный сотрудник-соискатель

Узбекский государственный университет мировых языков

timuzbekov@mail.ru

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ

Бу мақолада лингвистик ўйин масаласи тил ва нутқ  аспекти сифатида кўриб чиқилади. Лингвистик ўйин ўрганилаётган тилида билим, малака ва кўникмаларни шакллантиради ва ижодий фикрлашни ривожлантиради. Мақолада лингвистик ўйининг ҳар хил кўришинлари қилинади. Лингвистик ўйининг асосий мақсади тил ўйинидан фарқ қилиб тилни ўқитишга йўлантирмади. Тил ўйиндан эса асосан услубий мақсадда фойдаланилади. Лингвистик ўйинида турли хил ўйин фаолияти умуман кўриб чиқидали, лекин у интеллектуал белгига эгали билан характерланади.

В статье рассматривается проблема лингвистической игры как аспекта языка и речи, способствующей формированию знаний умений и навыков обучающихся по изучаемому языку, их творческого мышления; анализируются разновидности лингвистической игры, основная цель которых носит обучающий характер в отличие от основной идеи языковой игры, в которой нет нацеленности на функционирование в процессе обучения языку. Лингвистическая игра рассматривается как разновидность игры и игровой деятельности в целом, но характеризующейся интеллектуальной маркированностью.

This article deals with the problem of the language game, as aspect of language and speech, which forms knowledge, abilities and skills on studying language and forms creative mentality. Varieties of the linguistic games are analyzed in the article. The main purpose of the linguistic game is teaching, as distinct it from lingual game, which does not deal with functioning in the process of learning the language. The linguistic game is a varietyof the game and gaming activities on the whole, but it characterized with mental marking.

Калит сўзлар: лингвистик ўйин, турлари, ўйн вазияти, ақллий фаолият, ўргатувчилик хусусияти.

Ключевые слова: лингвистическая игра, разновидности, обучающий характер, формирование, игровая ситуация, умственная деятельность, разновидности лингвистической игры.

Key words: language game, gaming situation, mental activities, varieties of linguistic games.

 Вступление

Игровая деятельность человека начинается с младенчества, с колыбельных песен матери:«ритм и пение тесно связаны с различными проявлениями жизни у детей. Колыбельные песни служат развитию тела, чувств, формированию языковой личности. Ритмическое движениеколыбели и гармоническое пение закладывает в сознании ребенка чувство эстетической удовлетворенности, воспитанности»[5].

Игры служат не только для развлечения, но и для развития умственных и физических навыков. Для развития умственной деятельности существуют такие игры как: ребусы, загадки, игры в слова и т.д. Игры в мяч, прыжки, бег наперегонки помогают развитию физических навыков, ловкости, силы.

 Лингвистическая игра и ее разновидности

Главное отличие лингвистической игры от языковой игры заключается в том, что лингвистическая игра направлена на процесс обучения. Она является одним из факторов, формирующих у обучающихся знания, умения и навыки.

Языковая игра – это игра языковых единиц в речи. Она также предполагает развитие умственных способностей, языкового чутья, но она не нацелена на процесс обучения. Это игра  в языке в целом.

Большая группа лингвистических игр развивает умственную деятельность, побуждают к активной деятельности учителей школ, преподавателей вузов и обучающихся. Лингвистические игры используются для объяснения темы или для ее закрепления в практических целях. Например, в методике преподавания русского языка существуют лингвистические игры. Они, как правило, понимаются как игры в лингвистике (по лингвистике, по лингвистическим дисциплинам), т.е. в науке о языке, целью которой является помочь обучаемому глубже и эффективно усвоить материал. Игра должна иметь свой регламент проведения и не следует посвящать ей целое занятие, достаточно 15–20 минут от 2-х академических часов (пара) или 5–10 минут от одного урока в школе.

Нередко преподаватели сталкиваются с тем, что учащийся испытывает трудности при изучении языка и это останавливает его.Он становится неуверенным и нередко у него пропадает интерес к изучению языка. Особенностью лингвистической игры в процессе обучения языку является то, что в ней заключена игровая ситуация, носящая элемент развлечения. Это порождает положительную мотивацию, которая помогает преодолеть неуверенность.«В названии «лингвистические игры» выражено пожелание игрокам задумываться над содержанием игры, выступать в роли экспериментаторов, открывающих для себя законы языка. Этому должны способствовать комментарии к играм, в которых всякий раз обращается внимание на лингвистическое содержание игрового действия»[3, 3].

Д. В. Любич в книге «Лингвистические игры» приводит такие виды лингвистических игр как: ребус, чайнворд, виселица, балда, анаграммы, метаграммы, слово наизнанку, словарь-смекалка, гемтрия, шифры, тавтограмма, палиндром, развернутые анаграммы, липограмма, слова из чисел, фигурные тексты, монорим, загадки, горячо–холодно, шарады, лингвистический микроскоп, крокодил и другие.

Все лингвистические игры создаются по определенным правилам, моделям. Например, ребус – «это игра-головоломка, которая помогает развитию логики, воображения.Ребусы разбивается на два этапа: составление игрового задания и разгадывание (разгадывает, конечно же, не тот, кто загадывал). Используют обычно короткий известный всем текст (слово, пословицу, афоризм). При составлении ребуса ряд букв, образующих этот текст, разбивается на цепочки. После таких формальных действий значения сконструированных слов или их сочетаний описываются с помощью рисунков. При каждом рисунке, кроме того, даются сведения о способе, каким можно вернуться от слова, обозначенного рисунком, к исходной цепочке»[3, 77].

Для создания ребуса используются различные графические обозначения (изображение, текст, запятые, апострофы, стрелки, цифры и т.д.). Например, ребус для термина «лингвистическая игра»:

лист’’+ нг +’свисток’’+ ’’прическа+я гиря (2,1,3) я=а.

В процессе обучения ребусы обычно помогают развить внимание, воображение, логическое мышление,  гибкость и нестандартность мышления, креативность; дают возможность повторить и закрепить изученный ранее материал, расширяют  кругозор учащихся; помогают снятию эмоционального напряжения на уроке, помогают разнообразить  учебный процесс»[7].

В игре метаграммызадаются два по два слова, каждое из которых состоит из четырех букв. Цель игры заключается в том, что необходимо перейти от одной лексемы к другой лексеме за несколько шагов, при этом необходимо менять на каждом этапе игрылишь одну букву. Например, сено за четыре шага превращается в ноль: сено – село – соло – соль – ноль[3, 11–12]»:

мел и дело:мел – мель – сель – село – дело.

Тавтограмма –игра. В ней «называют одну из букв алфавита, с которой начинается много слов. За 5 минут нужно написать как можно более длинный текст из грамматически правильных предложений, все слова которого начинаются с заданной буквы. Назывные предложения и однородные члены употреблять запрещается»[3, 29].

Распространенным примером тавтограммы строчки изпесни «Четыре чёрненьких чертёнка»: «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнкаЧертили чёрными чернилами чертёж»;

 Английский авторитет активно анализировал абзац автореферата, а Анастасия ассистировала англичанину.

Тавтограммы активно используются как художественный прием в художественной литературе:

Ночное небо над Невою…;

Прочтя печальное посланье…;

Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего…
(Пушкин А.С. «Евгений Онегин»).

Загадка образное выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.

Сам алый, сахарный, 

Кафтан зелёный, бархатный(Арбуз).

Сколько раз пробьют часы,
Если сдвинуты усы(Двенадцать)?

На Новый год ей каждый рад,
Хоть и колюч её наряд(Ёлка).

Без рук, без ног,
А ворота отворяет(Ветер).

Игра этимология, в которой«предлагается список из взятых наугад 10–15 слов. В течение 10 минут нужно придумать оригинальные «этимологические объяснения» этих слов, т. е. указать другие слова, от которых якобы произошли заданные, и мотивировать этот смысловой переход. В процессе игры загадываемые слова могут приобретать дополнительные значения или значения, не связанные с первоначальным»[3, 72].Например в «Энтимологическом словаре Б.Ю. Нормана даются шуточные толкования слов:

«Архивариус – шеф повар (от заимствованного аффикса архи-, который имеет значение высшей степени, «вариус», от слова «варить»);

Бархан – хозяин бара (бар – заведение; хан, каган – в тюркском мире титул государя);

Вареник – ученик повара»[4].

Подобные лингвистические игры широко и активно используются преподавателями  на уроках русского языка для усвоения учащимися учебного материала. Именно практические задания, построенные при помощи обучающих лингвистических игр дают возможность обучаемым перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. «При интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие студенты, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой»[6, 36–37].

Заключение

Лингвистическая игра способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся и развитию их творческого потенциала. Творчество возможно только в том случае, если оно опирается на хорошую теоретическую базу и предполагает определенный набор практических умений и навыков. Лингвистические игры могут проводиться на занятиях по фонетике, лексикологии, словообразованию, морфологии, синтаксису и культуре речи. Для этого необходимо их лингводидактическое описание согласно особенностям каждого уровня языка и этапа обучения языку [об этом подробно см.: 2].

В последние годы понятие лингвистической игры осмысливается по-новому: как общественная, полиаспектная категория. «Игры начинают активно входить в практику преподавания языка. Лингвистическая игра является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, формировать и далее развивать мотивацию учения»[1, 73], что совершенствует творческое мышление, способствует закреплению знаний, умений и навыков по изучаемому языку.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахмедова Л.Т. Роль и место педагогических технологий в профессиональной подготовке студентов. Ташкент: издательство – «фан технология», 2009, 160 стр.
  2. Джусупов М. Лингводидактика и методика в полинаучной системе языкового образования / «Русский язык за рубежом», Москва, 2009, №2, с.26-32.
  3. Любич Д. В. Лингвистические игры. — Санкт-Петербург: Издательство Буковского, 1998. — 272 с.
  4. Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. М.: Флинта, Наука, 2006, 344 с.
  5. Мчелидзе Н.Б. Фридрих Фребель — детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности: «Дошкольная педагогика и психология», 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986. – 464 с.
  6. Панфилова А.П.Игровое моделирование в деятельности педагога.— М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с
  7. Рудакова И.А. http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-azvlechenija/rebusy-v-kartinkah-s-otvetami-dlja-1-4-klasa.html

 

 

Добавить комментарий