Яриев Урал ЭШБАЕВИЧ

Ural Yariyev

Урал Эшбаевич ЯРИЕВ

Начальник учебно-методического управления

Узбекский государственный университет мировых языков

 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Мақолада олий таълим муассасаларида педагогик тест ўтказиш ва уни инновацион ривожлантириш йўналишлари илмий-услубий нуқтаи назардан кўриб чиқилган, тест назорати шаклларини ташкил этиш бўйича таклифлар келтирилган.

В статье с научно-методических позиций рассмотрены направления инновационного развития педагогического тестирования в высшем образовательном учреждении, предложены рекомендации по организации форм тестового контроля.

In the article with scientific-methodical positions considered direction to innovate development of pedagogical testing in Higher Education establishments, presented recommendations on the organization forms of testing control.

Калити cўзлар: педагогиктестданўтказиш, инновационривожланиш, тесттопшириқлари, педагогиктестларгақўйиладиганталаблар.

Ключевые слова: педагогическое тестирование, инновационное развитие, тестовые задания, требования к педагогическим тестам.

Key words: pedagogical testing innovative development, testing exercises, requirements to pedagogical tests.

В современных условиях глобализации образования, ориентации образовательных институтов на мировые стандарты актуализируются проблемы разработки  научно-обоснованных методик и технологий контроля и оценки знаний обучаемых. Наиболее оптимальным и надежным инструментарием контроля знаний студентов высших образовательных учреждений является тестирование.  Одним из важнейших направлений реформы, предусмотренных Национальной моделью и программой по подготовке кадров стало введение тестового метода для приема в высшие образовательные учреждения. Узбекистан обобщил передовой опыт зарубежных стран в системе тестирования с учетом своих национальных традиций и региональных особенностей и первым среди стран СНГ применил на государственном уровне систему тестирования (2001) [1,138).

Педагогические тесты, по утверждению В.С. Аванесова, являются эффективным средством совершенствования технологий обучения, позволяющим измерять уровень знаний, а форма их позволяет создавать задания, понятные всем обучающимся, избегать ошибок в восприятии и понимании смысла задач. Вместе с тем, в литературе нет однозначного понятия «педагогические тесты», мало изучены вопросы содержания и принципов композиции тестовых заданий[4].

В практике контроля и диагностики обученности педагогические тесты представлены следующими разновидностями: тесты учебных достижений, тесты успешности, дидактические тесты, тесты учителя, нестандартные программированные (адаптивные), интегративные, прогностические тесты.

Наиболее распространенной формой контроля являются тесты достижения (ориентированные на норму: сопоставление с показателями результатов заданий других респондентов.). НОРТ широко распространен в США и Германии [3,40] и эффективен при входном и итоговом контроле знаний студентов.

Критериально – ориентированные тесты (КОРТ) соотносятся с качественными характеристиками содержания задания (теста). КОРТ позволяет успешно сочетать тестирование, интерпретацию результатов и коррекцию хода обучения [6,102].

Само название «адаптивный тест» говорит об адаптивной модели обеспечения благоприятной, комфортной для личности образовательной среде, реализации принципа гуманизации в контексте личностно – ориентированного обучения. В основе разработки адаптивных тестов лежит идея рационализации  действий испытуемого и дифференциации его способностей, реализуемая посредством автоматизированной системы, регулирующей дозирование тестовых заданий в зависимости от степени усвоения знаний студентами. Уровень трудности адаптивного теста апробируется эмпирическим способом с последующим формированием банка заданий с алгоритмами контроля в обучении. [2]. В контексте указанного актуализируется принцип индивидуализации обучения, учитывающий степень развитости способностей, темпоральных характеристик личности. Применение адаптивных тестов обусловливает естественный выбор индивидуальной траектории самоконтроля в обучении с постепенным приближением к стандартному уровню знаний. Несомненными достоинствами адаптивного теста являются гибкость и точность приемов диагностики обученности, экономичность времени (сильный студент получает меньше вопросов, а значит, временных затрат), отслеживания пробелов в знаниях и самокоррекция.  К сожалению, этап подготовки к проведению адаптивного контроля знаний достаточно трудоемкий и сопряжен с техническими сложностями.

В педагогической теории и практике наиболее продуктивными являются закрытая, открытая формы тестовых заданий, а также задания на установку соответствия и упорядочение последовательности [5].

Закрытая форма тестового задания предполагает выбор правильного ответа из числа предложенных.

Надежность закрытых тестов достигается прежде всего их четкостью, логичностью, лаконизмом формулировок, взаимодействием содержания и формы, а также наличием правдоподобных ответов – дистракторов. Их должно быть не менее четырех. По нашему мнению, высокой диагностической, познавательной, мотивационной  ценностью обладает закрытый тест с несколькими правильными ответам. Например:

Из перечисленных названий выберите те, которые определяют формирование содержание учебного процесса.

Это системы: 1) целей; 2) потребления; 3) социальных и научных достижений; 4) пожеланий родителей; 5) общественных потребностей; 6) личных потребностей; 7) возможностей; 8) методов обучения; 9) принципов обучения; 10) педагогических намерений.

Ответы: 1, 3, 5, 6, 7.

Открытый тест стимулирует поисковую активность студентов и содержит большой потенциал в развитии когнитивно-творческих способностей личности, а также психических процессов памяти, мышления, воображения. Существуют две разновидности открытых тестов: заполнение пропуска одним словом или развернутый ответ, произвольный по длине или форме.  Специалистами разработан  ряд правил для разработки и проведения открытых тестовых заданий [3,42]:

  • в каждом задании желательно иметь одно дополнение;
  • дополнять нужно наиболее важное слово (ключевой термин);
  • вопрос должен быть сформулирован четко и не допускать двоякого толкования;
  • прочерк должен быть такой длины, что и дополняемое слово.

В силу высокой когнитивной, мотивационной ценности открытых тестов их надо шире применять на этапе текущего контроля при отработке новых тем, терминологических понятий, категорий, формирование отдельных навыков, определения качества лекционных семинарских занятий.

Вставьте пропущенное слово:

  1. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека – это _____________(ответ: развитие).
  2. Вопросами обучения слепых детей занимается такая отрасль педагогики, как _________________ (ответ: тифлопедагогика).
  3. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях – это __________( ответ: эксперимент).
  4. ____________ тест предполагает наличие вариантов ответов (ответ: закрытый).
  5. Эксперимент проводится для подтверждения ________ (ответ: гипотезы).

Тесты на соответствие элементов одного множества элементам другого. Количество тестовых заданий в левой и правой стороне таблицы не должно быть одинаковым[7,131], например:

 

К какому типу управления относятся системы образования стран мира?

1. Централизованные системы А. Франция
2. Децентрализованные системы В. Китай
С. Великобритания
D. США
Е. Россия
Ответ: 1 – 2 –

 

Ответ: 1 – АВЕ 2 – СD

 

Тест на установление правильной последовательности используется в основном для оценки уровня профессиональной подготовленности, последовательности этапов действий испытуемого [3,41]. Например:

Определите правильную последовательность расположения потребностей в иерархической пирамиде Маслоу

 

 

 
                 5   

                 4

                 3

                 2

                 1

 

Виды потребностей Нумерация
·                 потребности в безопасности;
·                 потребность в уважении;
·                 физиологические потребности;
·                 потребность в самоактуализации;
·                 потребность в общении

 

Этапы контроля 

1. Входной контроль констатируетналичие базовых умений и навыков посредством претестов (предварительных тестов), Студентов определяет степень готовности к усвоению нового материала. Претестыпо содержанию  должнысоответствовать итоговым тестам. Именно при этом условии возможно отслеживание динамики усвоения знаний.

2. Текущий контроль выполняет важнейшую функцию обратной связи в управлении  учебным процессом с целью его своевременной корректировки при отклонениях от запланированных учебных целей. Предпочтительно проведение всех форм тестирования с включением тренировочных, тематических текстов в процессе самостоятельной домашней и аудиторной работы [3,135].

Рубежный контроль – определяет степень усвоения определенного раздела программы. Итоговый контроль оценивает работу студента и педагога, целесообразно применение НОРТ.

Результативные данные всех этапов педагогического тестирования могут являться основанием для построения профиля  обучаемого и свидетельствовать о динамике усвоения знаний по каждому предмету.

Сквозное непрерывное педагогическое тестирование в ходе обучения – важнейший признак педагогической технологии.  По мнению В.С. Аванесова, тестовые задания можно отнести к технологии активного[4] обучения.

Таким образом, хороший качественный тест совмещает в себе несколько функций: диагностическую, воспитывающую, обучающую, развивающую, прогностическую и требует кропотливой, творческой, грамотной работы педагога, основывающейся на обратной связи. Наблюдения показывают, что среди всех форм контроля предпочтительной для студентов является именно тестирование. Целесообразным, на наш взгляд, является формирование психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере контроля и диагностики знаний обучаемых, а также приобщение студентов – будущих специалистов к разработке педагогических тестов. Перспективы педагогического тестирования связаны с дальнейшим поиском эффективных инновационных направлений и педагогических технологий, способствующих личностному и профессиональному росту студентов.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Проблема развития когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях/Под ред. Р.Х.Джураева. – Ташкент, «Sharq», 2012. – 559с.

2. Толипова Ж.О. Педагогик квалиметрия модули бўйичамаърузаларматниваамалиймашғулотлар. – Тошкент, 2015. – 107б.

3. Усманова М.Н. Педагогическое тестирование. – Ташкент, 1995. – 160с.

4. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. – М., 1995

  1. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий. – М., 1991. – 505с.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001 – 207с.

7. Психолого-педагогическая компетентность: модельное обучение. – М.: МПК МГЛУ «Рема», 2010. 505с.

8. Фарберман Б.Л. Составление педагогических тестов. – Ташкент, 1993.– 80с.

 

Leave a Reply