Шоира Исмаиловна КУРБАНОВА, УмидаЭркиновна ХАЛБОЕВА

Шоира Исмаиловна КУРБАНОВА

старший преподаватель

УмидаЭркиновна ХАЛБОЕВА

преподаватель

Ташкентский государственный

педагогический университет имени Низами

crazygirl_8@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК АКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мақола касб-ҳунар коллежи ўқувчилари мустақил тадқиқот фаолиятини ривожлантиришнинг истиқбол ташкилий шакллари асосида ишлаш тизимини ташкил қилишни кўзда тутувчи концептуал ўқитиш моделини яратишга бағишланади.

Статья посвящена созданию концептуальной модели обучения, предусматривающей организацию системы работы на основе перспективных организационных форм развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся профессионального колледжа.

The article is devoted to the setting up a conceptual model of teaching, providing the organization of work system on a basis of perspective organizational forms of development of independent research activity of professional college pupils.

Калит сўзлар: концептуал модел, ўқувчиларнинг когнитив кашфиётчилилигини ривожлантириш, мустақил тадқиқот фаолияти.

Ключевые слова: концептуальная модель, развитие когнитивной изобретательности учащихся, самостоятельная исследовательская деятельность.

Key words: conceptual model, independent research activity, development of cognitive ingenuity of learners.

В последнее время (в научных статьях, в докладах, на конференциях и т.п.) много говорится о необходимости повышения уровня мотивации учащихся в учебном процессе. Это достаточно сложная методическая и психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать[1].

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию[2]. Для этого преподавателю необходимо создавать в аудитории такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию когнитивной изобретательности учащихся как активных субъектов учебного процесса в профессиональном колледже [3].

По мнению психологов (С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев и др.), сознание открывает субъекту картину мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. В связи с этим положением А.Н. Леонтьев писал: «Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью, и подчиняясь ей, деятельность (обучаемого. – дополнено авторами) видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащенности кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельность богаче, чем предваряющее ее сознание» [4]. В данном случае речь идет о продуктивности обучения, которое осуществляется на основе личностного соприкосновения обучаемого с проблемой.

В процессе наших наблюдений за деятельностью учащихся мы разработали концептуальную модель «Развитие когнитивной изобретательности учащихся лицеев и колледжей как активных субъектов творческой деятельности». Наша модель – одна из перспективных организационных форм развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Цель развития изобтательнос учащихся на занятиях  английского языка

Все слоты представленной модели нацелены на систему творческого самовыражения учащегося в обучении языкам.

Модель предусматривает организацию учебного процесса в контексте стратегических учебных ситуаций. Каждая учебная ситуация урока нацелена на развитие интеллектуальных, творческих способностей и интересов учащихся.

 

Учебная ситуация Методическая установка Знаковые тексты Задачи, методы и приемы обучения
1УС «Включите воображение!» Стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»    Учащимся предстоит описать картину природы Кавказа, ощутить звук шумящей реки Арагва, ощутить чувство верности любви и искреннего пожелания поэта («Как дай вам бог любимой быть другим!»).

Далее учащимся предстоит написать мини-сочинение на основе личных наблюдений.

Итоговая работа учащихся связана с раскрытием функции метафор: «лежит ночная мгла», «печаль моя светла», «сердце вновь горит», которые воссоздают эмоциональное состояние природы и человека.

Потребность каждого обучаемого в самовыражении (9 класс) вызвана тем, что разговор о чувствах поэта подменяется анализом собственных переживаний и рассуждений о смысле жизни и др.

2 УС «Творческий практикум» Морфология русского языка Творческий практикум предусматривает лингвистические ринги, тренинги и т.п. «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные слова», «Посоревнуемся с видами глаголов», «1 или 2 спряжение глагола;

Имя существительное – часть речи…», «Имя числительное – часть речи…» и др.

The creative practical work provides linguistic rings, trainings: «Let’s play in rhymes», «Prompt a word», «Collect scattered words», «Lets compete with kinds of verbs»,

«I – a neutral gender noun …». And others. Noun – part of speech … …

Verb – a part of speech ….

Pronoun – a part of speech ….

The union – an office part of speech ….

3 УС «Игровое сотрудничество» Маленькие рассказы А.П.Чехова («Хамелеон», «Толстый и тонкий» и др.) Подключение игрового тренинга:
«как будто»«что было бы, если…»

«было так!»

 

4 УС «Вербальные опоры» Таблица для правки мой папа бы… бухг …
моя подруга учит…
моё окно
my father a book…
my friend a teach…
my window
5 УС «Решение проблемы» Мини-тексты из сети Интернет Варианты:

1)поиск работы и устройство на работу;

2) рекламный ролик;

3)выступление  с  докладом  на научной конференции;

4) речевой этикет в процессе:

– посещение поликлиники;

– посещение библиотеки;

– встреча с наставниками;

– встреча с учеными и др.

6 УС «Характер» Слот-схема:

 

Процесс начинается с беседы о датах рождения учащихся, которые позволяют реализовать сразу несколько целей: познакомиться с каждым учащимся, вовлечь их в разговор на интересную для всех личностно-ориентированную тему, оценить их владение навыками говорения и употребления русских и английских числительных, прилагательных, обозначающих цвет и качество.
Кто? Who?
Когда? When?
Что? What?
Почему? Why?
К чему? For what?
 

Гороскоп по знаку Зодиака.

Представленные варианты учебных ситуаций урока имеют практическую значимость для самореализации когнитивных способностей обучаемого.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бычков А.В. Человек изобретающий.- М., Изд-во АИП, 2000. – 38 с.
  2. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Ч. 1,- Минск. 1995.- 128с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  4. Леонтьев А.А.Искусство как форма общения: к проблеме предмета психологии искусства. Переизд., допол. – М.: 1993.
  5. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: Монография/А.И. Санникова. – Пермь: ПГПУ, 2000. – 134 с.

Leave a Reply