Valentina Ivanovna NORMURATOVA

Процессы глобализации и интеграции вносят свои поправки в жизнедеятельность человека вне зависимости времени и пространства. Последние десятилетия никто не удивляется тому, что жители нашей планеты носят одежду, используют продукты и гаджеты одинаковых брендов. Рыночная экономика дает шанс на существование только высокочественным и конкурентноспособным товарам, что ведет к прогрессу и улучшению качества жизни всего мирового сообщества.

[wpex more=»To`liq ko`rinishi» less=»Qisqa ko`rinishi»]

Валентина Ивановна НОРМУРАТОВА

к. пед. н., доц., заведующий кафедрой

 Узбекский государственный университет мировых языков

 

АНАЛИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЗОНЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ушбу мақолада Болон жараёни билан бир хил кетаетган Ўзбекистон Республикаси таълим тизимида Европа Кенгашининг олий таълим ва ислоҳотлар соҳасидаги ягона ҳудудини ташкил этиши борасиаги тажрибаси қисқа таҳлил қилинади.

В данной статье кратко анализируется опыт Совета Европы по созданию единой зоны высшего образования и о реформах в системе высшего образования Республики Узбекистан, идущих в унисон с Болонским процессом.

This article presents brief analyses of the European Council experience in organizing European Higher Education Area and about reforming the system of higher education in the Republic of Uzbekistan in accordance with Bologna process.

Калит сўзлар: таълим сифати, Европанинг олий таълим ҳудуди, Болон жараени, 3-та даражали таълим тизими, мобильность, кредит ва рейтинг тизими, модул, меҳнат бозори.

 Ключевые слова: качество образования, европейская зона высшего образования, Болонский процесс, трехступенчатая система образования, мобильность, кредитно-рейтинговая система, модуль, рынок труда.

Key words: Education quality, European Higher Education Area, Bologna process, 3 stage educational system, mobility, credit and rating system, module, labor market.

Процессы глобализации и интеграции вносят свои поправки в жизнедеятельность человека вне зависимости времени и пространства. Последние десятилетия никто не удивляется тому, что жители нашей планеты носят одежду, используют продукты и гаджеты одинаковых брендов. Рыночная экономика дает шанс на существование только высокочественным и конкурентноспособным товарам, что ведет к прогрессу и улучшению качества жизни всего мирового сообщества.

Одним из ключевых факторов в таком бурном развитии процессов совершенствования всех сфер жизнедеятельности является высшее образование. Именно высшее образование отвечает за передачу и уровень знаний и научных изысканий, передающихся из поколения в поколение, что служит основой развития государственности и общества; воспитывает элиту общества, впоследствии занимающую ответственные государственные руководящие посты; поставляет высококвалифицированные конкурентноспособные кадры на рынок туда и размывает различия в социальных слоях общества. В настоящее время высшее образование может получить любой желающий, который обладает надлежащей суммой знаний для сдачи вступительных экзаменов.

Качество высшего образования является приоритетом любого государства стремящегося к прогрессу и процветанию. Президент и правительство нашей страны уделяют огромное внимание совершенствованию системы высшего образования, свидетельством чему являются Закон об образовании, Национальная программа по подготовке кадров, многочисленные Постановления Президента, направленные на внедрение в учебный процесс международных стандартов, инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, а также на обязательное владение иностранными языками специалистами всех сфер жизнедеятельности. Государственные образовательные реформы, проведенные за годы независимости, несомненно, играют важную роль в совершенствовании системы высшего образования. Несмотря на значительные достижения в этой области образования, все же пока имеются не до конца решенные проблемы, касающиеся качества учебных программ и учебной литературы, оценивания знаний, навыков и умений студентов, квалификации выпускников и их трудоустройства.

В данной статье приводится краткий анализ опыта Европейских государств по созданию единой зоны высшего образования и соответствия некоторых реформ в системе высшего образования Республики Узбекистан Болонскому процессу.

Болонский процесс сегодня включает 49 стран мира, из которых 10 стран постсоветского пространства (Азербайджан (2005), Армения (2005), Грузия (2005), Казахстан (2010), Латвия (1999), Литва (1999), Молдавия (2005), Россия, Украина (2005), Эстония (1999)). (2)

Болонский процесс – это интегративное объединение усилий Европейских стран, нацеленное на повышение качества высшего образования, конкурентноспособности вузов, на создание мобильности в обучении и преподавании, на постоянное совместное проведение научных исследований на благо общества, а также на обеспечение возможности трудоустройства выпускников в странах участниках Болонского процесса. Необходимо отметить, что подписанию Болонской декларации предшествовала череда важных событий, ставших фундаментом Болонского процесса.

Так, еще в 1988 году на праздновании 900-летия старейшего университета Болоньи 250 ректорами вузов была подписана Великая хартия европейских университетов, направленная на прогрессивное развитие человечества, распространение знаний для социального, культурного и экономического будущего, чтобы следующие поколения смогли внести вклад в соблюдение великого равновесия окружающей среды и самой жизни [1]. Эта идея реализовывалась как противовес американской идее по созданию «global village» – единого мирового пространства. Базовыми принципами Болонской декларации стали принципы, принятые Великой хартией европейских университетов. В 1997 году Великобритания, Франция, Италия, Испания, Германия на Лиссабонской конференции приняли «Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию». Далее в 1998 министрами Франции, Германии, Великобритании и Италии была подписана Сорбонская декларация, которая разработала общие положения по стандартизации европейской зоны высшего образования и по обеспечению соответствия квалификаций современным требованиям на рынке труда. И только потом в 1999 году прошла Болонская конференция, где была подписана декларация о создании единой системы образования для 29 Европейских стран и разработан план по реализации намеченных целей до 2010 года.

На тот момент перед участниками Болонской декларации было поставлено всего лишь шесть основных задач, направленных на создание единой трехступенчатой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура), идентификацию степеней и приложений к дипломам, на введение системы кредитов как средства повышения мобильности студентов и преподавателей, на повышение контроля качества высшего образования. Здесь же было принято решение о проведении каждые 2 года конференций по результатам и перспективам развития Болонской декларации. Нужно отдать должное регулярности проведения этих конференций и дальновидности новых перспектив, принимаемых на них. Каждая из конференций на протяжении всего периода значится как новый шаг в развитии системы образования. Так, например, Пражская конференция (2001 г.) ставит новые цели – образование через всю жизнь, реализация программ степеней различных профилей, перспективы транснационального образования и обеспечение аккредитации. Затем Берлинская конференция (2003 г.) направляет усилия на создание европейского исследовательского пространства и ставит на 2005 год задачу о выдаче выпускникам европейских вузов Приложения к диплому единого образца. В Бергенском коммюнике (2005 год) речь шла о разработке универсальных дескрипторов для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также о создании Европейского регистра агентства обеспечения качества на базе национальной экспертизы. Лондонским коммюнике в 2007 году отмечен начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем к студентоцентрированному высшему образованию. Левенским коммюнике в 2009 году были отмечены достижения за истекший период и поставлены цели на период до 2020 года. И здесь же было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет возглавляться совместно страной, председательствующей в ЕС и страной не входящей в ЕС. В 2010 на Будапештско-Венской конференции отмечалось празднование 10-летней годовщины Болонской декларации. На этой конференции было объявлено о вступлении в Болонский процесс первой страны Центрально-азиатского региона – Казахстана. В 2012 году на конференции в Бухаресте были намечены цели о получении образования за рубежом 20% студентов в 2020 году. В 2015 году в Ереване одной из тем стал вопрос об улучшении условий труда преподавателей, предоставлении им хорошей заработной платы, академической свободы для осуществления высококачественного образования. В Ереване эстафета была передана Франции для организации следующей конференции в 2018 году(2).

Вот некоторые обязательства, которые согласно Болонской декларации должны выполнять страны-участницы зоны европейского высшего образования:

  • принятие единой структуры высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура);
  • разработка абсолютно новых учебных планов и внедрение модульной системы обучения (каждому студенту дается право на выбор необходимых модулей, что приводит к индивидуализации обучения);
  • обучение на основе кредитно-зачетной системы, способствующей выявлению уровня освоения дисциплины в учебных заведениях государств, входящих в европейскую зону;
  • постоянное сотрудничество вузов в целях повышения качества образования на основе идентичных критериев и методологий;
  • реализация проектов в рамках международного сотрудничества и партнерства;
  • переход на компетентностный подход к обучению, подразумевающим увеличение внимания развитию практических навыков и умений и снижением объема теоретических аспектов;
  • внедрением «образования через всю жизнь» (2).

На сегодняшний день страны-участницы Болонского процесса трезво оценивают полученные достижения и недостатки. К примеру, плюсом Болонского процесса считается не только укрепление политических, экономических и культурных связей между государствами-участниками, но основным ее достижением является идея создания единого образовательного пространства. Эта идея продиктованная процессами глобализации и интеграции, открывшими границы государств для мирового рынка труда, где царит жесткая конкуренция. Только профессионалы со знанием иностранных языков и владеющие современными технологиями могут быть востребованными. Возможность учиться и повышать квалификацию в разных странах – это одна из самых заманчивых перспектив Болонского процесса.

Следует отметить, что унификация системы высшего образования вузами стран-участниц была воспринята неоднозначно. Так, например, британский «Оксфорд» и французская «Эколь политекник» не входят в Болонский процесс. Россия почти повсеместно изменила структуру высшего образования, оставив особый статус Московскому и Санкт-петербургскому государственным университетам. Франция до сих пор имеет четырехступенчатую систему образования, а Шотландия сохранила свою шестиступенчатую систему (1).

Отметим также неоднозначное отношение и к новоявленной степени доктора наук: в настоящее время эта степень может соответствовать прежней степени кандидата наук и то не всегда. Германия, например, оставила степень доктора наук на прежних критериях.

Один из сложнейших вопросов о трудоустройстве также вызывает недопонимание. Разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру дает работодателям основание полагать, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Кроме того, до сих пор есть нерешенные вопросы по подготовке специалистов профессиональными колледжами и бакалавриатом.

Выдача дипломов единого образца делает их безликими. Диплом не несет информации о ранге вуза и особенных национальных традициях обучения.

Международный опыт доказывает, что переход на рейтингово-модульную систему оценивания снижает уровень образования в целом. Суть данной системы в том, что общий балл, выставляемый в зарубежных вузах по итогам каждого курса, слагается из нескольких компонентов – 30% от активности студентов на занятиях, 30% от результатов промежуточного оценивания и только 40% от экзаменационной оценки обычно в письменном виде. На наш взгляд, такое оценивание не всегда является объективным. (1)

Полагаем, что минусом Болонского процесса является и снижение количества теоретических дисциплин гуманитарного цикла, способствующих снижению научного потенциала вузов в целом.

Отметим также, что страны-участницы Болонского процесса неоднозначно относятся и к вопросу мобильности для обучения или трудоустройства за рубежом. Проблемы мобильности заключаются в вопросах финансирования студентов для их передвижения и проживания за рубежом, а трудоустройство за рубежом провоцирует утечку «мозгов» из страны.

В Республике Узбекистан реформирование системы высшего образования, можно сказать, идет в унисон с идеями Болонского процесса, но с четкой позицией сохранения национальных ценностей в образовании. Система высшего образования стала 3-х ступенчатой. В настоящее время идет бурный процесс пересмотра учебных планов, программ и учебных материалов с целью их унифицирования и перехода на модульное обучение. Модульно-рейтинговая система оценивания вскоре станет единой для всех вузов страны.

Как видим Болонский процесс – это долгосрочный до конца не завершенный проект, но своими плюсами и минусами он привлекает внимание всей мировой общественности. Пока перспективы Болонского процесса рассчитаны до 2020 года и нет сомнений, что к данному периоду число стран-участниц увеличится.

В рамках одной статьи, конечно же, невозможно обозначить все вопросы, касающиеся за и против Болонского процесса. Но без всяких сомнений можно сказать, что государственные деятели, занимающиеся вопросами совершенствования системы высшего образования Республики Узбекистан должны «держать руку на пульсе» Болонской декларации.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/Plyusy-i-minusy-Bolonskogo-processa.
  2. http://www.bologna.spbu.ru/members.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki.[/wpex]

Добавить комментарий